Орлова Ольга Ивановна, воспитатель

Консультация для родителей.

Консультация

 для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

 

Составила Орлова О.И.

Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей  правильное отношение к своему дефекту.

Ход консультации:

Полноценная социализация слепых и слабовидящих  включает  одно из важнейших  направлений  коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

Только с 4 – 5 лет ребенок начинает  понимать свое отличие от окружающих. Осознав  недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

Основное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения  в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя душевный дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа по формированию соответственного  отношения к своему недостатку должна составлять  неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.

Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами  помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

Для достижения успехов родителям необходимо:

1. знать возможности лиц с нарушением зрения;

2. корригировать отношения родителей  ребенка к его дефекту;

3.  изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;

4. уметь показать  ребенку  пути преодоления  негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;

5.  воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение  различных практических навыков.

Адекватное отношение к своим  зрительным возможностям предполагает понимание  ребенком того, что:

1. нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему  потребуется  приложить гораздо больше усилий;

2. требуется овладение специальными  компенсаторными  навыками при активном  использовании всех сохранных анализаторов;

3. при дефекте  зрения многие  сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;

4. он будет достоин уважения, как и всякий полезный член общества, когда научится свободно справляться  со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть самостоятельным в быту и т. ), получит  профессию и будет в ней конкурентоспособным;

5. не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих  обязанными оказывать помощь;

6. инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;

7. любой человек с физическим  недостатком привлекает к себе повышенное внимание  окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать  свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

Главным условием  адекватного отношения ребенка  к своему  дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой – возможностей социально-трудовой адаптации. 

При  формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен  индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

18 декабря 2021 в 17:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.